Задача учителя не в том, чтобы дать
ученикам максимум знаний, а в том, чтобы
привить им интерес к самостоятельному
поиску знаний, научить добывать знания
и пользоваться ими
А. Кушнер
Модель формирования химических компетенций учащихся через применение знаний относительно объектов реальной действительности
Цель: формирование химических компетенций через применение знаний относительно объектов реальной действительности, способствующее осознанному освоению предмета |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ |
В обучении химии сложилась практика применения учебных заданий, слабо связанных с повседневной жизнью, содержащих минимальный объем информации. Эти задания имеют низкий мотивирующий потенциал, поскольку никак не связаны с практикой, и, следовательно, могут формировать негативное отношение к химии. При этом современный процесс обучения должен быть нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. А для этого необходимы задания, в которых химическая сторона явления показана не изолированно, а во взаимосвязи с другими явлениями и сторонами жизни.
Одним из способов решения этой проблемы я вижу в использовании компетентностного подхода к обучению. Ведущая идея самообразовательной деятельности: усиление личностной и практической ориентированности содержания и процесса обучения химии через использование объектов реальной действительности. В результате школьники научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту, то есть овладевают химической компетентностью. Несмотря на то, что основные идеи компетентностного подхода в определенной степени использовались в учебном процессе, до настоящего времени они не рассматривались в качестве целевых установок при разработке государственных стандартов и образовательных программ. В силу особенностей социально-экономического и общественного развития на данном этапе они нашли отражение в проекте нового государственного стандарта. При этом в качестве результатов образования будут рассматриваться предметные, метапредметные и личностные результаты учеников, которые являются основными компонентами ключевых и предметных компетенций обучающихся.
О. С. Габриелян, автор программы по химии для 8-11 классов, определяет следующее содержание химической компетенции:
1. Понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественно-научной картины мира. Химия – центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками.
2. Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимопревращениям. Существует связь между структурой, свойствами и применением веществ.
3. Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
4.Понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.
5. Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами.
В педагогической среде достаточно часто высказываются мнения, что «ничего принципиально нового для отечественного образования идея компетентностного подхода не добавляет», а компетенции – иное название тех же самых знаний и умений. Так есть ли необходимость введения нового понятия или вполне можно обойтись традиционными показателями результативности обучения? С моей точки зрения есть.
Принципиальное различие между компетенциями и навыками заключается в том, что «компетенции осознаны и не автоматизированы» , что позволяет человеку действовать не только в привычной для него обстановке, но и в новой, нестандартной. Следовательно, компетенции больше относятся к области умений, чем к знаниям. Умения рассматриваются нами как компетенции в действии. Компетенции, в свою очередь, порождают умения, действия. При организации контрольно-оценочных мероприятий следует учитывать, что компетенции всегда «хранятся» в готовом к использованию виде и проявляются лишь в процессе деятельности, в момент их применения или демонстрации. Я считаю, что использование закреплённых в стандарте объектов реальной действительности будет способствовать формированию предметных компетенций.